• Расписание Богослужений

    Первые шаги в храме

    Исповедь и причастие

    Молодежный отдел

    Миссионерский театр

    Воскресная школа

    Наука, ученые, православие

    Глинский патерик

    Страницы Интернета

    Подвижники благочестия

  • Ростовская епархия

    Киево-Печерская Лавра

    Почаевская Лавра

    Троице-Сергиева Лавра

    Православные монастыри

    Экскурсия по храму

  • Декабрь 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя    
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031  
  • Архивы

  • © Церковный календарь

Текст для скачивания в PDF-формате

Вознесенский монастырь занимает плоскую вершину, обсаженную плодовитыми и дикорастущими деревьями горы Осиряк. Это название происходит от слова «серый»: на фоне высоких зеленных Карпатских гор — эта гора, покрытая однородным кустарником, издали кажется серой. Монастырь называется также Чумалевским, потому что находится в двух километрах к западу от села Чумалево Тячевского района. Обитель была открыта в 1925 году, причем это событие за много лет до того предсказал местный Христа ради юродивый Григорий Кароль. Скончался блаженный Георгий в 1937 году и был погребен на кладбище в с.Чумалево. В те годы край входил в состав молодой Чехословацкой республики, власти которой относились к Православию довольно толерантно. В Закарпатье образовались две епархии: Мукачевская — под юрисдикцией Сербского Патриарха и Пражская — под юрисдикцией Константинопольского патриарха (после Великой Отечественной войны они воссоединились с Русской Православной Церковью). Следует сказать, что 20-30-е годы были временем православного возрождения на Закарпатье, открывались новые приходы и монастыри.

Свято-Вознесенский монастырь был основан трудами благочестивой инокини Марии Рыбарь при участии ее братьев — монаха Илариона и мирянина Василия, а также священника Георгия Кениза, протоиерея Иоанна Бабича, протоиерея Михаила Розмана, иеромонаха Сергия (Мурашко), иеромонаха Дамиана (Бынь), иеромонаха Доримедонта (Андришко).

Святая обитель строилась на добровольные пожертвования клириков и мирян. Православные священники, выходцы из простого верующего народа, с ревностью исполняли свой долг, народ же относился к пастырям Церкви Христовой с большим уважением и любовью. Главной задачей было устройство православных храмов и монастырей. Сооружались они не по планам архитекторов-храмостроителей, а, исходя из материальных возможностей, — простыми мастерами под руководством священников. Еще во время Первой Мировой войны, будучи мирянами, эти священники побывали в России, где были утверждены в истинах православной веры. Многие из них возвращались в родные края будучи в священном сане. Они и положили начало возрождению Православия в Закарпатье.

В 1925 году был построен первый общежительный корпус, правда, небольшой. В нем с немногими послушницами поселилась Мария Рыбарь. В этом же году монах Илларион был рукоположен во иеромонаха и назначен духовником в обители, где и прослужил до 1939 года. Монах Иларион (Рыбарь) в 1926 году был рукоположен в иеромонаха и назначен духовником в новооснованную обитель, где служил по 1939 год. Скончался он, в 1969 году иеросхимонахом с прежним именем. Похоронен он на кладбище в своем родном селе Дубовое Тячевского района. Василий Рыбарь скончался в 1952 году и похоронен на том же кладбище. Отец Георгий Кениз был рукоположен во пресвитера в 1922 году епископом Пражским Сергием (Королевым) и назначен настоятелем на приход в свое родное село Копашнево. С 1935 года был назначен настоятелем этого прихода его сын протоиерей Михаил Кениз. Отец Георгий скончался 5 апреля 1938 года. Похоронен в ограде основанного им Свято-Покровского храма в том же селе. Протоиерей Иоанн Бабич был настоятелем прихода в селе Терново Тячевского района, протоиерей Михаил Розман — находился за штатом, проживая в своем родном селе Чумалево; иеромонах Доримедонт (Андришко), служивший в обители в 1952-1960 гг. в сане игумена являлся одним из священников Мукачевского монастыря. Иеромонах Сергий (Мурашка) был духовником обители в 1939-1947 годы, скончался в 1947 году и похоронен на монастырском кладбище; иеромонах Дамиан (Бынь), бывший монастырский духовник с 1947 по 1952 годы, скончался в 1954 году в Ровенской области.

Помимо названных священнослужителей, в обители был духовником иеромонах Досифей (Шандра) — в 1960-1962 годы. Совершавший здесь служение с 1962 года схииеромонах Артемий (Половка) находился в обители на покое с правом служения.

В 1926 году в обители был построен храм Святого Вознесения, который оставался главным храмом монастыря до 1974 года.

В 1933 году Мария Рыбарь была пострижена в рясофор, а в 1938 году пострижена в мантию с прежним именем в честь Святой Марии Магдалены. В том же году возведена в сан игуменьи Архиепископом Севватием и управляла монастырём до 1968 года.

Незадолго перед войной Мария Рыбарь была пострижена в мантию с прежним именем в честь святой Марии Магдалины. Вскоре после этого архиепископ Савватий возвел ее в сан игуменьи. Она управляла монастырем до 1968 года, затем по болезни удалилась на покой. Перед смертью игумения Мария приняла схиму.

За время ее настоятельства в монастыре были построены пять жилых корпусов — три из глины и два из дерева. Была также сооружена деревянная часовня в честь святого пророка Илии. Два деревянных корпуса действуют поныне. А корпуса из глины из – за порчи пришлось заменить новыми.

В монастырь поступали благочестивые девушки, которые впоследствии принимали монашество. Число послушниц до 1961 года колебалось в пределах 15 – 20 человек.

В 1961 году к Чумалевскому монастырю был присоединен скит святого Иоанна Богослова, который находился ранее в селе Копашнево Хустского района. Оттуда в обитель перевели двадцать инокинь. В объединённом Чумалевском монастыре становится около 40 сестёр.

В 1968 году игуменья Мария. По болезни уходит на покой. Настоятельницей становится монахиня Евгения (Фарковец), 1924 года рождения, бывшая настоятельница скита Святого Иоанна Богослова. В 1969 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Московского и всея Руси она была возведена в сан игумении Архиепископом Георгием, в 1974 году награждена крестом с украшением, в 1988 – вторым крестом.

С 1971 года в монастыре после долго перерыва начинаются ремонтно – строительные работы. В место трёх глиняных общежитий построены новые три одноэтажные корпуса из кирпича.

В 1975 году перестроили старую Вознесенскую церковь. До 1994 года она была главным Храмом монастыря. С 1994 года в ней служится в будние дни. Впоследствии обитель украсила еще и колокольня.

В 1989 – 90 годах построены два двухэтажных корпуса.

В 1994 году в монастыре возвели новый — Вознесенский храм, обычно вмещающий всех молящихся. Однако в престольные праздники он не может вместить всех пришедших в обитель паломников, и поэтому богослужение совершается в часовне святого пророка Илии, а молящиеся располагаются вокруг под открытым небом.

Новый Вознесенский храм — крестообразной формы, пятиглавый. В его архитектуре украинское барокко удачно сочетается с элементами закарпатского зодчества — такими, как, например, остроконечные треугольники фронтонов. В храме установлен деревянный иконостас тонкой резной работы.

Свято-Вознесенский монастырь — общежительный. Устав заимствован из различных монастырских уставов, но в нем учтены и некоторые местные особенности.

Рассказывая о Чумалевской обители, нельзя не упомянуть о ее богатой музыкальной традиции. Инокини поют на гласы закарпатским напевом. Частично употребляется болгарский напев и обиход Бехметева. Сестры исполняют произведения А. А. Архангельского, Д. С. Бортнянского.

Богослужения в монастыре совершаются на церковно-славянском языке с примечательным закарпатским выговором. Бывшие инокини Вознесенской обители Митродора и Любовь сейчас являются игумениями двух новооткрывшихся монастырей: святого Архистратига Михаила, что в селе Драгово, и святого Иоанна Богослова, что в селе Копашнево.

Чумалевскую обитель посещают многие архиереи, преподаватели духовных школ, настоятельницы монастырей, в 1996 году здесь побывал Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир.

С западной стороны монастыря расположено монастырское кладбище, на котором почивают: два монастырских духовника – иеромонах Сергий (Марушка – 1947года)и иеросхимонах Артемий (Половка – 1981год ), 14 священнослужителей, служивших на прихода в Закарпатской области. Похоронена на кладбище схиигумения Мария (Рыбарь – 1978 года).Изредка хоронятся на монастырском кладбище и миряне.

Из населения монастыря назначены настоятельницами открывшихся монастырей и возведены в игуменский сан монахиня Любовь (Криванич), монахиня Митродора (Поп) ,монахиня Нина (Мизун). Духовник монастыря архимандрит Евфимий (Шутак) хиротонисан в епископа Мукачевского и Ужгородского в 1989году.

Чтимые святыни обители

 

В монастыре особо почитаются четыре иконы Божьей Матери:

«СЛАДКОЕ ЛОБЗАНИЕ», или «ГЛИКОФУЛИСА». Это – список с чудотворной иконы, находящейся на Св.Афоне в Филофеевском монастыре. Икона была подарена Константинопольским Патриархом Архиепископу Савватию. Который подарил её игуменьи Марии, в знак благословения новооснованной обители. В настоящее время в обители праздник этой иконы является престольным – понедельник Светлой седмицы.

«ЧЕНСТОХОВСКАЯ».Икона написана в 1861 году с чудотворной иконы, которая находится близ города Ченстохова. Принадлежала икона схимонаху Георгию из Москвы, с 1960 года в Чумалевском монастыре.

«СКОРОПОСЛУШНИЦА».Икона освящена на Святой горе Афон. Передал её в монастырь архимандрит Исааки (Мотыль) в 1975году.

«ИВЕРСКАЯ». Икона освящена на Святой Горе Афон. Её передал в монастырь архимандрит Виссарион (Матычин) и игумен Валерий (Мирчук) в 1974 году.

Частицы мощей 

 В монастыре имеется ковчежец со Святыми мощами, имеется ковчежец с мощами преподобного Алексея Карпаторуского, канонизированного в 2001 году.

Адрес обители

 

Маршруты

 

Фотографии