• Расписание Богослужений

    Первые шаги в храме

    Исповедь и причастие

    Молодежный отдел

    Миссионерский театр

    Воскресная школа

    Наука, ученые, православие

    Глинский патерик

    Страницы Интернета

    Подвижники благочестия

  • Ростовская епархия

    Киево-Печерская Лавра

    Почаевская Лавра

    Троице-Сергиева Лавра

    Православные монастыри

    Экскурсия по храму

  • Октябрь 2024
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Сен    
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031  
  • Архивы

  • © Церковный календарь

Текст для скачивания в PDF-формате

На северной окраине города Мукачева Закарпатской области, на склоне горы Чернечьей, вершина которой покрыта вековым дубовым лесом, расположен Мукачевский православный Свято-Николаевский женский монастырь.

Монастыри в Закарпатье всегда были оплотом веры Христовой, центрами духовной культуры для населения края. Они способствовали распространению грамотно­сти, в их стенах велись летописи и хронологии, перепи­сывалась богослужебная и другая литература. Из монастырских стен вышло немало церковных и научных деятелей, писателей, которые оставили своему народу бесценное духовное наследие.

Первые монастыри в крае появляются в IX веке, с того времени, когда святые Кирилл и Мефодий крести­ли славянское население юго-западных Карпат в 863 году. Достоверность факта обращения славян Карпат­ского региона в христианство святыми Кириллом и Мефодием подтверждается многими источниками. Так, протоигумен Мукачевского монастыря Иоаникий Базилович (1742—1821) в своем историческом исследовании «Краткие сведения об учреждениях Федора Корятовича» (1799) утверждает, что славяне, проживавшие на южных склонах Карпат, были непосредственно просвещены Христовой верой солунскими братьями в 863 году от Рождества Христова. Сведения о принятии населением края христианства в IX веке также находятся и в исследованиях таких авторов, как Михаил Лучкай (1789—1843), Анатолия Кралицкого, современных историков И. М. Гранчака, Е. А. Балагури, И. Попа, исследованиях игумена Василия (Пронина) «История Мукачевской Епархии», ряде архивных документов, хранящихся в архиве Патриарха Константинопольского.

История основания Мукачевского монастыря ухо­дит своими корнями в XI столетие. Исторические доку­менты утверждают, что в X—XI веках между Венгрией и Киевской Русью существовали тесные дружественные связи. Они прослеживаются в династических браках венгерских королей с княжнами Древнерусского госу­дарства. Так, например, племянник первого венгерско­го короля Иштвана (970—1038), будущий король Эндре (Андрей) воспитывался при дворе великого князя Яро­слава Мудрого и был женат на его дочери Анастасии.

Возвратившийся на родину и ставший в 1047 году королем Венгрии Эндре и его супруга Анастасия при­несли из Киевской Руси культуру восточных славян и стремление к укреплению Православия среди населения славянских территорий Венгерского королевства.

Король Эндре и Анастасия основали ряд православ­ных монастырей — Вышеградский, Тормовский и дру­гие. Пришедшие вместе с ними монахи из Киево-Печерского монастыря, как свидетельствует ряд источников, основали древний православный Мукачевский монастырь, выкопав на склоне горы пещеры, подобные киев­ским, и поселившись в них. С противоположной стороны горы Чернечьей, в двух километрах от монастыря, до сих пор сохранились остатки этих пещер с ходами-гале­реями, где обитали первые пустынножители.

Недалеко от сохранившихся пещер существует и поныне целебный источник, по преданию открытый монахами пещерной обители.

До нашего времени дошло много исторических документов, подтверждающих значительное участие в создании и укреплении Мукачевского монастыря по­дольского православного князя Федора Корятовича. Как свидетельствует Мукачевская Летопись, князь Корятович прибыл из Подолии в Угорскую Русь в лето 1339 года к королю угорскому Каролю I, который принял его с радостью и отдал во владение доминию Мукачевскую со всеми окрестными селами и городами.

Поселившись в Мукачевском замке, Федор Корятович значительно перестроил и укрепил его. Будучи ревностным православным христианином и постоянно заботясь об укреплении православной церкви, он в 1360 году на правом берегу реки Латорицы строит право­славный монастырь для переселения иноков из суще­ствующей пещерной обители.

Сохранилось предание о том, что князь Федор Корятович, обходя земли, где теперь находится монастырь, подвергся нападению змея, который «зияя усты хотел его поглотити». Князь призвал на помощь Святителя Христова Николая с обещанием построить в его честь храм. Змей был побежден. Корятович, идя вдоль речки Латорицы, выбирал место для постройки храма, желая исполнить свой обет. Внезапно он увидел Ангела, кото­рый стоял посреди реки и рукой указывал на Чернечью гору. Здесь князь и построил деревянную церковь, а также небольшой корпус для монахов и дал в 1360 году грамоту, в которой закрепил за монастырем виноград­ник, мельницу и земельные угодья.

О том, что Чернечья гора была заселена иноками еще до Корятовича, свидетельствует Мукачевская Лето­пись (вернее, предисловие к хронологии), найденная в архиве Мукачевского монастыря его игуменом Анатолием Кралицким и опубликованная в 1847 году.

В данной Летописи приведена следующая запись: «… в честь и память Святителя Христова Николая поло­жи храм сей (Корятович) и уведе вон иноков в лето 1360, дня 8 марта, Божиим о всех промышлением». Этой Летописью подтверждается вывод иноков из пещер и поселение их в наземных постройках монастыря. Первым игуменом, который упоминается в исто­рических документах заново отстроенного Мукачевского монастыря, был Лука. Период служения игумена Луки можно считать эпохой расцвета монастыря: с этого момента начинается ведение летописи и монастырь получает юридическое право на свои владения. Пер­вым Мукачевским епископом, утвержденным грамотой от 31 июля 1491 года, был «местоблюститель Мукачев­ского монастыря» Иоанн. Во время войны между Габс­бургами и семиградскими князьями в 1537 году Мукачевский монастырь был разрушен. Тогда и погибла боль­шая часть монастырских документов и архивов. Воз­рождение монастыря проходило с 1538 по 1550 годы при епископе Василии I.

В 1558 году Угорскую Русь, как тогда именовался наш край, посетили послы царя Иоан­на Грозного, возвращавшиеся в Москву из Константи­нополя.

Монастырь был резиденцией православного епис­копа, в нем велась хронология, переписывались бого­служебные и поучительные книги. Обитель была при­бежищем для паломников и путешествующих монахов. Мукачевский монастырь, будучи одновременно и резиденцией православного епископа, стал не только оча­гом духовного просвещения, но и церковно-административным центром, который объединял всех верующих края.

История обители до XVII века отмечена деяниями выдающихся иерархов, выступавших истинными побор­никами чистоты Православия. Период с XVII по XVIII века ознаменован введением унии с Римом и гонением на Православие по всей территории исторического За­карпатья. Народ восстал против замены «старой веры», на его стороне выступала большая часть духовенства. Официальной датой принятия унии в крае является 1646 год. Тогда в Ужгородском замке собрались 63 священ­ника, которыми было решено принять унию. (В те годы духовенство Мукачевской епархии насчитывало 600 человек, а приняло участие в собрании всего 63 свя­щеннослужителя).

В период принятия унии православным еписко­пом, жившим в монастыре, был Иоаникий (Зейкан, †1684), который правил епархией 30 лет. Во времена епис­копа Иоаникия (Зейкана) его трудами в Мукачевском монастыре был построен первый каменный храм. Со времени провозглашения Ужгородской унии для Мукачевского монастыря и Православия в целом наступило смутное время. Монастырь переходит из рук в руки, несколько раз изгоняется и возвращается в монастырь епископ Иоаникий (Зейкан). Совместно с ним изгоня­ются и насельники монастыря. В 1664 году семиградская княгиня-католичка София Батори окончательно изгоняет епископа Иоаникия (Зейкана) из Мукачевского монастыря и передает обитель униатскому епископу Петру Парфению. Епископ Иоаникий покидает Мукачево и поселяется в Имстичеве, где строит монастырь.

В период перехода монастыря под юрисдикцию греко-католической конфессии, монастырская общи­на владела землями и виноградниками на территории населенных пунктов Бобовище, Лохово, Лавки, приго­родной зоны Росвигово. В обители был сооружен каменный храм, который просуществовал до 1826 года, построены келий и ряд других хозяйственных по­строек (конюшни, коровники, сараи и др.).

Все это монастырское имущество, а также зе­мельные угодья были изъяты у православной конфес­сии и переданы униатской церкви. Указанный акт был не только актом насильственного отторжения центра духовности Православия, основной конфессии в среде славянского населения того исторического периода, но и незаконным изъятием церковного имущества, культовых сооружений, земель, виноград­ников и др. в пользу новоучережденной греко-католи­ческой церкви.

В мае 1798 года епископом А. Бачинским был освящен первый камень для постройки новой мона­стырской церкви. Средства для строительства храма, который существует и по нынешний день, оставил по своему духовному завещанию бывший градона­чальник города Мукачева — Дмитрий Рац, щедрый покровитель монастыря. В документах того периода отражены сведения, что Дмитрий Рац, являясь градо­начальником Мукачева, был инициатором перестрой­ки монастыря. Помещения келий были построены в 1772 году по его архитектурному проекту, а строи­тельство финансировалось за счет городской казны и благотворительных пожертвований самого Дмитрия Раца.

Средства греко-католической епархии для строи­тельства монастыря не использовались, так как Дмитрий Рац был противником размещения епархии в мона­стыре. Он утверждал, что монастырь должен быть духовным центром для всех прихожан, а не епископ­ской резиденцией.

Монахи-василиане греко-католической конфессии населяли монастырь с 1664 года по 1946 год. После роспуска Унии, в 1946 году монастырь возвращен Православной церкви и, по благословению св. Патри­арха Алексия I, становится женской обителью. Пат­риарх Алексий I благословил монастырь старинной чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, которая находится в храме с правой стороны возле клироса. Первой настоятельницей монастыря была игуменья Параскева (Прокоп †1967 г.), которая до 1960 г. управляла одновременно двумя монастырями — Липецким и Мукачевским. В 1960 г., в результате закрытия монастырей на территории Закарпатья, всех монахинь женских монастырей края было переведе­но в Мукачевский монастырь, которым продолжала управлять Игуменья Параскева.

Так, по истечении многих лет, монастырь был возвращен, — именно возвращен, а не передан — Православной Церкви, которая была его основатель­ницей и законной владелицей, и монастырь снова начал выполнять свое предназначение, как центр духовности Православной Церкви в нашем крае.

С того времени начинается активное возрожде­ние и восстановление монастыря: проведена рестав рация храма, монастырских келий, подведено к ним коммуникации. В 60-70-х годах проведен водопровод, газ, построена котельная, установлено паровое отопление, восстановлены хозяйственные постройки.

Около 50-ти лет духовно окормлял Мукачевскую обитель великий старец, духовник, ученый и выдаю­щийся церковный деятель архимандрит Василий (Про­нин, † 1997 г.). Архимандрит Василий оставил после себя множество церковных, исторических, археологических и научных трудов. Его работа по истории Мукачевской епархии, как и исследование позднего палеолита на Чернечьей горе, занимает достойное место в исторической науке. Обладая великим талантом, отец Василий знал 14 иностранных языков, имел ученую степень кандидата богословских наук и был смиренным, кротким мона­хом-молитвенником и затворником.

В монастыре находится много чтимых Святынь. Среди них Икона Божией Матери, Скоропослушница, Иверская Икона Божией Матери, привезенная со свя­той горы Афон, и рака с частью мощей Преподобного Моисея Угрина.

Кто такой Преподобный Моисей Угрин и почему его мощи покоятся в храме монастыря?

На времена Святого Владимира, Великого князя Киевского, приходится житие и подвиги Преподобного Моисея Угрина († 1043). О его житии рассказывается в Киевском Патерике. Есть данные о Преподобном и в Прологе Мукачевской Летописи. Из указанных источ­ников следует, что Преподобный Моисей Угрин проис­ходит из Угорской Руси. По одной из версий Моисей Угрин прибыл в Киев вместе со священниками, кото­рых пригласил туда Святой князь Владимир для пропо­веди и укрепления Церкви Христовой. Будучи облечен Афонским монахом в иноческий образ, всю жизнь Пре­подобный Моисей Угрин отдает служению Богу, посе­лившись среди монахов Киево-Печерского монастыря. Скончался он в 1043 году. Святой Антоний Печерский, который был одним из основателей монастыря, пре­ставился в 1073 году. Следовательно, Преподобный Мо­исей Угрин был первым Преподобным Киевских пе­щер, где его нетленные мощи почивают и поныне.

В 1996 году архиепископом Мукачевско-Ужгородской епархии Евфимием часть нетленных мощей Пре­подобного Моисея Угрина перенесена на историческую родину, из которой он и его братья Ефрем и Георгий совершили исход в XI веке. Как уже упоминалось, мощи помещены в церкви Свято-Николаевского Мукачевского монастыря.

В настоящее время в монастыре проживает 75 се­стер, управляет обителью настоятельница Игумения Епистимия (Щербан).

Мукачевский Свято-Николаевский монастырь из глу­бины веков до дней нынешних всегда нес и несет свою спасительную миссию, свидетельствуя миру о непоко­лебимых Евангельских истинах, указывая всем прихо­дящим истинный путь ко спасению.

Чтимые святыни обители

Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»

Икона Божией Матери, именуемая «Иверская»

Частицы мощей

Святителя Николая Чудотворца
Преп. Алексия Карпаторуского Исповедника
Преп. Моисея Угрина
Преп. Гавриила Седмиезерского
Преп. Амфилохия Почаевского
Преп. Иова Почаевского
Преп. Ионы Киевского
Преп. Сергия Радонежского
Преп. Серафима Саровского

Адрес обители

Украина, Закарпатье, г.Мукачево, ул.Северная, 2. Тел: +38 (031) 31-21-298. Имеется гостиница для паломников.

Маршруты

Прямого сообщения нет.  Варианты с пересадками:

С посещением Киево-Печерской лавры:

г. Ростов-на-Дону (ж/д) ↔ г. Киев (ж/д) ↔ г. Мукачево

С посещением Почаевской Лавры:

г. Ростов-на-Дону (авто) → г. Луганск (ж/д) → г. Радивилов (Почаев) (ж/д) →  г. Львов (ж/д)  → г. Мукачево → г. Киев → г. Ростов-на-Дону

г. Ростов-на-Дону (авто) – г. Луганск (ж/д) – г. Тернополь (Почаев) (ж/д) – г. Мукачево→ г. Киев → г. Ростов-на-Дону

г. Ростов-на-Дону (авто) – г. Мариуполь (ж/д) – г. Тернополь (Почаев) (ж/д) – г. Мукачево→ г. Киев → г. Ростов-на-Дону

Через Москву:

г. Ростов-на-Дону (ж/д) ↔ г. Москва (авиа, ж/д, авто) ↔ г. Мукачево

Сайт обители

Видеофильм о жизни монастыря:

Фотографии: