Текст для скачивания в PDF-формате
На северной окраине города Мукачева Закарпатской области, на склоне горы Чернечьей, вершина которой покрыта вековым дубовым лесом, расположен Мукачевский православный Свято-Николаевский женский монастырь.
Монастыри в Закарпатье всегда были оплотом веры Христовой, центрами духовной культуры для населения края. Они способствовали распространению грамотности, в их стенах велись летописи и хронологии, переписывалась богослужебная и другая литература. Из монастырских стен вышло немало церковных и научных деятелей, писателей, которые оставили своему народу бесценное духовное наследие.
Первые монастыри в крае появляются в IX веке, с того времени, когда святые Кирилл и Мефодий крестили славянское население юго-западных Карпат в 863 году. Достоверность факта обращения славян Карпатского региона в христианство святыми Кириллом и Мефодием подтверждается многими источниками. Так, протоигумен Мукачевского монастыря Иоаникий Базилович (1742—1821) в своем историческом исследовании «Краткие сведения об учреждениях Федора Корятовича» (1799) утверждает, что славяне, проживавшие на южных склонах Карпат, были непосредственно просвещены Христовой верой солунскими братьями в 863 году от Рождества Христова. Сведения о принятии населением края христианства в IX веке также находятся и в исследованиях таких авторов, как Михаил Лучкай (1789—1843), Анатолия Кралицкого, современных историков И. М. Гранчака, Е. А. Балагури, И. Попа, исследованиях игумена Василия (Пронина) «История Мукачевской Епархии», ряде архивных документов, хранящихся в архиве Патриарха Константинопольского.
История основания Мукачевского монастыря уходит своими корнями в XI столетие. Исторические документы утверждают, что в X—XI веках между Венгрией и Киевской Русью существовали тесные дружественные связи. Они прослеживаются в династических браках венгерских королей с княжнами Древнерусского государства. Так, например, племянник первого венгерского короля Иштвана (970—1038), будущий король Эндре (Андрей) воспитывался при дворе великого князя Ярослава Мудрого и был женат на его дочери Анастасии.
Возвратившийся на родину и ставший в 1047 году королем Венгрии Эндре и его супруга Анастасия принесли из Киевской Руси культуру восточных славян и стремление к укреплению Православия среди населения славянских территорий Венгерского королевства.
Король Эндре и Анастасия основали ряд православных монастырей — Вышеградский, Тормовский и другие. Пришедшие вместе с ними монахи из Киево-Печерского монастыря, как свидетельствует ряд источников, основали древний православный Мукачевский монастырь, выкопав на склоне горы пещеры, подобные киевским, и поселившись в них. С противоположной стороны горы Чернечьей, в двух километрах от монастыря, до сих пор сохранились остатки этих пещер с ходами-галереями, где обитали первые пустынножители.
Недалеко от сохранившихся пещер существует и поныне целебный источник, по преданию открытый монахами пещерной обители.
До нашего времени дошло много исторических документов, подтверждающих значительное участие в создании и укреплении Мукачевского монастыря подольского православного князя Федора Корятовича. Как свидетельствует Мукачевская Летопись, князь Корятович прибыл из Подолии в Угорскую Русь в лето 1339 года к королю угорскому Каролю I, который принял его с радостью и отдал во владение доминию Мукачевскую со всеми окрестными селами и городами.
Поселившись в Мукачевском замке, Федор Корятович значительно перестроил и укрепил его. Будучи ревностным православным христианином и постоянно заботясь об укреплении православной церкви, он в 1360 году на правом берегу реки Латорицы строит православный монастырь для переселения иноков из существующей пещерной обители.
Сохранилось предание о том, что князь Федор Корятович, обходя земли, где теперь находится монастырь, подвергся нападению змея, который «зияя усты хотел его поглотити». Князь призвал на помощь Святителя Христова Николая с обещанием построить в его честь храм. Змей был побежден. Корятович, идя вдоль речки Латорицы, выбирал место для постройки храма, желая исполнить свой обет. Внезапно он увидел Ангела, который стоял посреди реки и рукой указывал на Чернечью гору. Здесь князь и построил деревянную церковь, а также небольшой корпус для монахов и дал в 1360 году грамоту, в которой закрепил за монастырем виноградник, мельницу и земельные угодья.
О том, что Чернечья гора была заселена иноками еще до Корятовича, свидетельствует Мукачевская Летопись (вернее, предисловие к хронологии), найденная в архиве Мукачевского монастыря его игуменом Анатолием Кралицким и опубликованная в 1847 году.
В данной Летописи приведена следующая запись: «… в честь и память Святителя Христова Николая положи храм сей (Корятович) и уведе вон иноков в лето 1360, дня 8 марта, Божиим о всех промышлением». Этой Летописью подтверждается вывод иноков из пещер и поселение их в наземных постройках монастыря. Первым игуменом, который упоминается в исторических документах заново отстроенного Мукачевского монастыря, был Лука. Период служения игумена Луки можно считать эпохой расцвета монастыря: с этого момента начинается ведение летописи и монастырь получает юридическое право на свои владения. Первым Мукачевским епископом, утвержденным грамотой от 31 июля 1491 года, был «местоблюститель Мукачевского монастыря» Иоанн. Во время войны между Габсбургами и семиградскими князьями в 1537 году Мукачевский монастырь был разрушен. Тогда и погибла большая часть монастырских документов и архивов. Возрождение монастыря проходило с 1538 по 1550 годы при епископе Василии I.
В 1558 году Угорскую Русь, как тогда именовался наш край, посетили послы царя Иоанна Грозного, возвращавшиеся в Москву из Константинополя.
Монастырь был резиденцией православного епископа, в нем велась хронология, переписывались богослужебные и поучительные книги. Обитель была прибежищем для паломников и путешествующих монахов. Мукачевский монастырь, будучи одновременно и резиденцией православного епископа, стал не только очагом духовного просвещения, но и церковно-административным центром, который объединял всех верующих края.
История обители до XVII века отмечена деяниями выдающихся иерархов, выступавших истинными поборниками чистоты Православия. Период с XVII по XVIII века ознаменован введением унии с Римом и гонением на Православие по всей территории исторического Закарпатья. Народ восстал против замены «старой веры», на его стороне выступала большая часть духовенства. Официальной датой принятия унии в крае является 1646 год. Тогда в Ужгородском замке собрались 63 священника, которыми было решено принять унию. (В те годы духовенство Мукачевской епархии насчитывало 600 человек, а приняло участие в собрании всего 63 священнослужителя).
В период принятия унии православным епископом, жившим в монастыре, был Иоаникий (Зейкан, †1684), который правил епархией 30 лет. Во времена епископа Иоаникия (Зейкана) его трудами в Мукачевском монастыре был построен первый каменный храм. Со времени провозглашения Ужгородской унии для Мукачевского монастыря и Православия в целом наступило смутное время. Монастырь переходит из рук в руки, несколько раз изгоняется и возвращается в монастырь епископ Иоаникий (Зейкан). Совместно с ним изгоняются и насельники монастыря. В 1664 году семиградская княгиня-католичка София Батори окончательно изгоняет епископа Иоаникия (Зейкана) из Мукачевского монастыря и передает обитель униатскому епископу Петру Парфению. Епископ Иоаникий покидает Мукачево и поселяется в Имстичеве, где строит монастырь.
В период перехода монастыря под юрисдикцию греко-католической конфессии, монастырская община владела землями и виноградниками на территории населенных пунктов Бобовище, Лохово, Лавки, пригородной зоны Росвигово. В обители был сооружен каменный храм, который просуществовал до 1826 года, построены келий и ряд других хозяйственных построек (конюшни, коровники, сараи и др.).
Все это монастырское имущество, а также земельные угодья были изъяты у православной конфессии и переданы униатской церкви. Указанный акт был не только актом насильственного отторжения центра духовности Православия, основной конфессии в среде славянского населения того исторического периода, но и незаконным изъятием церковного имущества, культовых сооружений, земель, виноградников и др. в пользу новоучережденной греко-католической церкви.
В мае 1798 года епископом А. Бачинским был освящен первый камень для постройки новой монастырской церкви. Средства для строительства храма, который существует и по нынешний день, оставил по своему духовному завещанию бывший градоначальник города Мукачева — Дмитрий Рац, щедрый покровитель монастыря. В документах того периода отражены сведения, что Дмитрий Рац, являясь градоначальником Мукачева, был инициатором перестройки монастыря. Помещения келий были построены в 1772 году по его архитектурному проекту, а строительство финансировалось за счет городской казны и благотворительных пожертвований самого Дмитрия Раца.
Средства греко-католической епархии для строительства монастыря не использовались, так как Дмитрий Рац был противником размещения епархии в монастыре. Он утверждал, что монастырь должен быть духовным центром для всех прихожан, а не епископской резиденцией.
Монахи-василиане греко-католической конфессии населяли монастырь с 1664 года по 1946 год. После роспуска Унии, в 1946 году монастырь возвращен Православной церкви и, по благословению св. Патриарха Алексия I, становится женской обителью. Патриарх Алексий I благословил монастырь старинной чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, которая находится в храме с правой стороны возле клироса. Первой настоятельницей монастыря была игуменья Параскева (Прокоп †1967 г.), которая до 1960 г. управляла одновременно двумя монастырями — Липецким и Мукачевским. В 1960 г., в результате закрытия монастырей на территории Закарпатья, всех монахинь женских монастырей края было переведено в Мукачевский монастырь, которым продолжала управлять Игуменья Параскева.
Так, по истечении многих лет, монастырь был возвращен, — именно возвращен, а не передан — Православной Церкви, которая была его основательницей и законной владелицей, и монастырь снова начал выполнять свое предназначение, как центр духовности Православной Церкви в нашем крае.
С того времени начинается активное возрождение и восстановление монастыря: проведена рестав рация храма, монастырских келий, подведено к ним коммуникации. В 60-70-х годах проведен водопровод, газ, построена котельная, установлено паровое отопление, восстановлены хозяйственные постройки.
Около 50-ти лет духовно окормлял Мукачевскую обитель великий старец, духовник, ученый и выдающийся церковный деятель архимандрит Василий (Пронин, † 1997 г.). Архимандрит Василий оставил после себя множество церковных, исторических, археологических и научных трудов. Его работа по истории Мукачевской епархии, как и исследование позднего палеолита на Чернечьей горе, занимает достойное место в исторической науке. Обладая великим талантом, отец Василий знал 14 иностранных языков, имел ученую степень кандидата богословских наук и был смиренным, кротким монахом-молитвенником и затворником.
В монастыре находится много чтимых Святынь. Среди них Икона Божией Матери, Скоропослушница, Иверская Икона Божией Матери, привезенная со святой горы Афон, и рака с частью мощей Преподобного Моисея Угрина.
Кто такой Преподобный Моисей Угрин и почему его мощи покоятся в храме монастыря?
На времена Святого Владимира, Великого князя Киевского, приходится житие и подвиги Преподобного Моисея Угрина († 1043). О его житии рассказывается в Киевском Патерике. Есть данные о Преподобном и в Прологе Мукачевской Летописи. Из указанных источников следует, что Преподобный Моисей Угрин происходит из Угорской Руси. По одной из версий Моисей Угрин прибыл в Киев вместе со священниками, которых пригласил туда Святой князь Владимир для проповеди и укрепления Церкви Христовой. Будучи облечен Афонским монахом в иноческий образ, всю жизнь Преподобный Моисей Угрин отдает служению Богу, поселившись среди монахов Киево-Печерского монастыря. Скончался он в 1043 году. Святой Антоний Печерский, который был одним из основателей монастыря, преставился в 1073 году. Следовательно, Преподобный Моисей Угрин был первым Преподобным Киевских пещер, где его нетленные мощи почивают и поныне.
В 1996 году архиепископом Мукачевско-Ужгородской епархии Евфимием часть нетленных мощей Преподобного Моисея Угрина перенесена на историческую родину, из которой он и его братья Ефрем и Георгий совершили исход в XI веке. Как уже упоминалось, мощи помещены в церкви Свято-Николаевского Мукачевского монастыря.
В настоящее время в монастыре проживает 75 сестер, управляет обителью настоятельница Игумения Епистимия (Щербан).
Мукачевский Свято-Николаевский монастырь из глубины веков до дней нынешних всегда нес и несет свою спасительную миссию, свидетельствуя миру о непоколебимых Евангельских истинах, указывая всем приходящим истинный путь ко спасению.
Чтимые святыни обители
Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
Икона Божией Матери, именуемая «Иверская»
Частицы мощей
Святителя Николая Чудотворца
Преп. Алексия Карпаторуского Исповедника
Преп. Моисея Угрина
Преп. Гавриила Седмиезерского
Преп. Амфилохия Почаевского
Преп. Иова Почаевского
Преп. Ионы Киевского
Преп. Сергия Радонежского
Преп. Серафима Саровского
Адрес обители
Украина, Закарпатье, г.Мукачево, ул.Северная, 2. Тел: +38 (031) 31-21-298. Имеется гостиница для паломников.
Маршруты
Прямого сообщения нет. Варианты с пересадками:
С посещением Киево-Печерской лавры:
г. Ростов-на-Дону (ж/д) ↔ г. Киев (ж/д) ↔ г. Мукачево
С посещением Почаевской Лавры:
г. Ростов-на-Дону (авто) → г. Луганск (ж/д) → г. Радивилов (Почаев) (ж/д) → г. Львов (ж/д) → г. Мукачево → г. Киев → г. Ростов-на-Дону
г. Ростов-на-Дону (авто) – г. Луганск (ж/д) – г. Тернополь (Почаев) (ж/д) – г. Мукачево→ г. Киев → г. Ростов-на-Дону
г. Ростов-на-Дону (авто) – г. Мариуполь (ж/д) – г. Тернополь (Почаев) (ж/д) – г. Мукачево→ г. Киев → г. Ростов-на-Дону
Через Москву:
г. Ростов-на-Дону (ж/д) ↔ г. Москва (авиа, ж/д, авто) ↔ г. Мукачево
Видеофильм о жизни монастыря:
Фотографии: