Текст для скачивания в PDF-формате
Корецкий женский монастырь расположен среди живописной природы Волыни, над рекой Корчик, в небольшом украинском городке Корце Ровенской области.
В XI-XIII вв. Волынь была одной из самых значительных и сильных южнорусских земель. Здесь проходил торговый путь из Киевского Поднепровья в Западную Европу; через Волынь шли из Киева паломники в Иерусалим, Константинополь и на Афон.
В 1064 году первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам, совершая паломничество по святым местам, основал на северном полуострове Корецкого тригорья женскую обитель и посвятил ее Благовещению Пресвятой Богородицы. Эта обитель стала именоваться Корецким Благовещенским девичьим монастырем. В XIII веке Волынь, как и вся Русская земля, подверглась разрушительному нашествию монголо-татарских орд хана Батыя. Участь родной земли разделил и Корецкий монастырь.
После разорения татарами обитель начала восстанавливаться. Вновь отстроенный монастырь принял вид неприступной крепости, с мощной оборонительной стеной и 15-ти метровым рвом с водой. Обитель была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре она настолько укрепилась, что приняла участие в строительстве Почаевского монастыря, передав в его пользу в 1274 году 221 тысячу злотых.
В XIII-XV столетиях монастырь-крепость выдержал многочисленные жестокие нашествия крымских татар. Но в 1496 году после двухнедельной осады обитель была разрушена крымским ханом Менгли-Гиреем. В последующие три века лишь руины свидетельствовали о некогда бывшем здесь Корецком Успенском девичьем монастыре. В 1571 году князь Корецкий Евфимий принимает решение о восстановлении обители. Одной из побудительных причин к этому было желание князя укрепить Православную Церковь против усилившихся попыток польских католиков обратить в свою веру волынское население.
Дело князя Евфимия продолжил его сын — князь Иоаким. Он закончил восстановление Корецкого монастыря в 1579 году. Работа шла долго, поскольку ей активно препятствовали католики, руки которым развязал указ польского короля Владислава о насильственном присоединении к унии православных Волыни.
Князь Иоаким пожелал освятить монастырский храм в честь Воскресения Христова, так как Корецкая обитель буквально воскресла из пепла. За вечерним богослужением была пострижена в монахини дочь князя Иоакима София, с именем Серафима, которая стала первой монахиней и игуменией нового Корецкого монастыря. Монашество приняла и другая княжна — Анна, получившая имя Анастасия. Так возродился и начал новую жизнь Корецкий Свято-Воскресенский женский монастырь.
В 1596 году была заключена Брестская уния, и в течение последующих 20 лет из 57 православных монастырей остались лишь 9 мужских и один женский — Корецкий. Обитель вела антикатолическую деятельность и вскоре стала оплотом Православия на Волыни. Здесь находили прибежище монахини, изгнанные униатами из православных монастырей.
Со временем Воскресенский монастырь уже не мог вмещать всех новых насельниц, и в 1620 году игумения Серафима при содействии своего брата князя Самуила начала строительство нового храма и келейных корпусов. Однако после смерти Самуила его брат князь Ян-Карл принял католичество и передал обитель католическим монахиням францисканского ордена. Сестры остались в старом Воскресенском монастыре.
В княжеском доме, в молельне, находились древние святыни рода Корецких — икона Божией Матери «Споручница грешных» и Ее чудотворная плащаница. Католики приказали князю Яну-Карлу вынести эти православные святыни. Князь сначала не соглашался, но вскоре уступил. Он предложил игумении Серафиме забрать иконы в монастырь. В четверг, после дня Святой Троицы, в 1662 году монастырский крестный ход во главе с игуменией и собором духовенства пришли в замок князей Корецких. Икона и плащаница были торжественно перенесены в Свято-Воскресенский монастырь. С тех пор в обители день перенесения святынь торжественно празднуется в четверг по Пятидесятнице. В 1628 году Корецкий монастырь посетил преподобный Иов, игумен Почаевский, который возвращался в свою лавру с церковного Собора, проходившего в Киеве. Он прожил в обители три дня, совершал богослужения и беседовал с сестрами. Священники Корецкого монастыря также принимали участие в деятельности Собора.
В 1752 году униатский епископ Феодосий, понимая, что заставить принять унию насельниц монастыря не удастся, с помощью польских войск ввел в обитель униатских монахинь базилианского ордена. Православные монахини вместе с игуменией Анной были изгнаны.
В 1795 году после поражения Польши Волынь была присоединена к России. Монахини Корецкого монастыря, 42 года ютившиеся на частных квартирах, обратились к епископу Слуцкому Виктору с прошением возвратить Свято-Воскресенский монастырь. Высочайшим Указом Екатерины II монастырь был открыт с причислением его ко второму классу и оставлением при нем всех принадлежащих ему имений. Из старых сестер в живых осталось только пять, но вскоре обитель пополнилась насельницами из разоренных поляками монастырей.
В 1797 году Корецкий монастырь сильно пострадал от пожара. Огонь уничтожил храм и большую часть построек. Более двух лет сестры трудились на восстановлении обители, и в 1800 году в день празднования иконы «Живоносный Источник» на Светлой седмице монастырь был освящен.
Во время Отечественной войны 1812 года Корецкий монастырь передал в помощь русской армии 10 тысяч рублей серебром из своей казны.
С каждым годом число насельниц монастыря увеличивалось и он уже, не мог вмещать всех желающих спасаться в его священной ограде. В 1866 году, в ответ на прошение игумении Апполинарии, обители были переданы остатки францисканского монастыря. 21 сентября 1880 года архиепископ Димитрий (Муретов) освятил новопостроенный храм во имя Пресвятой Троицы и келлии, и благословил сестрам перейти в новый монастырь, а Свято-Воскресенский монастырь был обращен в скит. Здесь же разместилась школа-приют для девочек-сирот.
Анна Алексеевна Андро, урожденная Оленина (первая невеста А. С. Пушкина), после смерти мужа поселилась в имении дочери вблизи Корца. Присутствуя на богослужении в монастыре, она узнала, что здесь есть детский приют. С этого времени она взяла приют на свое попечение, и как благотворительница монастыря была похоронена у стен Свято-Троицкого храма.
По благословению архиепископа Тихона игумения Феофания начала строительство новой теплой церкви. Ее освящение в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна состоялось 4 октября 1890 года.
В 1896 году со святой горы Афон Корецкому монастырю были подарены две иконы: Божией Матери «Скоропослушница» и архангела Михаила. Их написал монах Свято-Пантелеимонова монастыря Макарий, уроженец Корца. В 1897 с Афона привезли икону великомученика Пантелеимона, на которую в обители возложили серебряную ризу. В 1909 по прошению игумений Феофании в Почаевской лавре была изготовлена копия с чудотворной иконы Почаевской. В том же году Афон пожертвовал Корецкому монастырю икону Божией Матери «Герондисса».
В ознаменование XX века игумения Феофания решила построить в новом Свято-Троицком монастыре отдельную каменную колокольню. Ее освящение состоялось 21 ноября 1905 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
После окончания Гражданской войны Волынь отошла к Польше. Это сразу использовала Луцкая католическая курия, возбудившая дело о передаче Почаевской лавры, Корецкого и Кременецкого монастырей и 132 православных храмов в ведение Римско-Католической Церкви. В течение 18 лет Корецкому монастырю пришлось отстаивать свою принадлежность Православной Церкви. В этот период политических и церковных нестроений великим духовным утешением для обители стала икона преподобного Иова Почаевского с частицей его мощей — подарок Почаевской лавры.
Чудесным знамением Божия попечения о Корецком монастыре стало видение архиепископу Волынскому Алексию и его спутникам в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Они увидели Крест, сияющий в небе над обителью.
Судебный процесс в Париже, по вопросу принадлежности монастыря был завершен в пользу православных. Тогда польские католики попытались силой захватить монастырь. Но Господь не допустил этого. Польский поручик Адамкевич рассказывал, как Ангел Божий поразил его, ехавшего со «швадроном» конницы на разгон насельниц. После этого случая католики оставили монастырь в покое.
В годы Великой Отечественной войны обитель принимала посильное участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Монастырь передал 2,5 тысячи рублей на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского и более 16 тысяч в фонд обороны. Во время оккупации Западной Украины обитель служила убежищем жителям Корца.
В 1958 гаду советское правительство начало плановое закрытие монастырей и храмов. Были закрыты Кременецкий и Дерманский женские монастыри. Их насельницы перешли в Корецкий монастырь. Теперь здесь проживало 206 сестер.
Затем гражданские власти перешли к закрытию Корецкой обители. Был силой захвачен келейный двухэтажный корпус. Власти добивались снятия настоятельницы игумении Людмилы (Вельсовской), выдвигая против нее самые невероятные обвинения. Ценой многих усилий Патриарха Алексия I, митрополита Пимена (Извекова, будущего Патриарха), других архипастырей, а также игумений Людмилы была сорвана акция запугивания и возможность подложного закрытия обители. Корецкий монастырь удалось отстоять. Постоянное давление со стороны властей пошатнуло здоровье игумений Людмилы, и она попросила Патриарха о назначении заместительницы — инокини Надежды (Ильчук), с пострижением ее в мантию с именем Наталия. После кончины игумений Людмилы в 1970 году монахиня Наталия была возведена в сан игумении.
В 70-е годы при игумении Наталии (Ильчук) в обители после долгого перерыва возобновились иноческие и монашеские постриги, были восстановлены древние монастырские традиции, такие, как освящение земли, пасеки и огорода на Преполовение Пятидесятницы, пение по воскресным дням после вечерни акафиста перед чтимой иконой «Споручница грешных», обнесение этой иконы вокруг монастыря в первый день месяца (по старому стилю) старейшей монахиней.
При игумении Натальи была разрешена прописка послушниц в монастырь, проведены большие работы по строительству новых зданий: хлебни, бани-прачечной и других хозяйственных построек.
Особо следует отметить золотошвейное искусство обители. Корецкий монастырь единственным в Русской Православной Церкви сохранил это древнее рукоделие во всей полноте. Сестрами была вышита митра и комплект херувимов на куколь для Патриарха Пимена.
Впервые в истории древней обители игумения Корецкого монастыря принимала участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, созванного в 1971 году для избрания нового Патриарха.
С 4 по 6 октября 1980 года в Корецкой обители проходили торжества по случаю 100-летия восстановления монастыря. К юбилейному празднованию обитель была награждена Святейшим Патриархом Пименом орденом святого равноапостольного князя Владимира 1-ой степени, игумения Наталия — орденом святого равноапостольного князя Владимира П-ой степени. На торжества прибыло более 5 тысяч богомольцев. Божественная литургия совершалась собором архиереев. За богослужением молились и игумении многих монастырей.
Для пополнения сестринских клиросов игумения Наталия посылает на учебу в регентский класс при Ленинградской Духовной Академии 4 сестер, в числе которых были нынешняя настоятельница игумения Рафаила (Хильчук) и монахиня Михаила (Фурманец), которая сейчас руководит монастырским хором.
В июне 1984 года указом Святейшего Патриарха Пимена Корецкому женскому монастырю была предоставлена ставропигия, то есть непосредственное подчинение Патриарху.
1988 год — знаменательный в жизни Русской Православной Церкви. Юбилей 1000-летия Крещения Руси праздновался в течении всего года по всей стране. В преддверии события власти вернули обители двухэтажный корпус, который к юбилею был полностью отремонтирован. В корпусе разместились музей монастыря, библиотека, медпункт, зубоврачебный кабинет, а также гостиные номера для архиереев-паломников. В этот же год монастырю были возвращены монастырский сад и огород.
В 1990 году игумения Наталия принимала участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором избирался новый Патриарх. 10 июня настоятельница присутствовала на интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В 1990 году власти возвратили Корецкой обители здание монастырского сиротского приюта, в котором после ремонта открылась воскресная школа. Монастырские священники и сестры и поныне преподают в школе Закон Божий. (Из числа учеников был организован хор, который под руководством монахини Михаилы (Фурманец) в 1990 году в праздник Рождества Христова подготовил свое первое выступление).
В начале 90-х годов начинается возвращение древних обителей верующим. Так, в 1991 году возрождается монашеская жизнь в Свято-Богоявленском Кременецком женском монастыре, где поселились 5 сестер из Корецкой обители. В древний Зимненский Свято-Успенский монастырь для работ по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были направлены две корецкие насельницы.
В 1992 году обители была возвращена часть принадлежавшей ранее монастырю земли — 20 гектаров. Сейчас на этой земле сестры выращивают для своих нужд различные овощные культуры, а также рожь, из которой выпекают собственный хлеб.
С 1992 года Волынскую землю захлестнули раскольнические движения, сопровождающиеся захватами храмов, разбоями и насильственным отторжением православного народа от канонической Православной Церкви. Чтобы укрепить народ в вере, был совершен крестный ход с Почаевской иконой Божией Матери. Пройдя Тернопольскую и Ровенскую области, чудотворная икона в канун Преображенния Господня прибыла в Корецкий монастырь, где пребывала три дня.
В 1994 году монастырю был возвращен Свято-Воскресенский Корецкий монастырь. За годы пребывания в государственном распоряжении монастырь был доведен до развалин, в пожар 1990 года довершил разорение Получив его в свое ведение, игумения Наталия начала восстанавливать древнюю обитель. В 1998 году при обители было открыто трехгодичное регентско-катехизаторское Училище, и котором передается молодому поколению лучшее певческое мастерство Корецкого монастыря.
За многолетние труды по благоустройству родной обители игумения Наталия была удостоена ряда высоких наград: патриаршего креста, многих церковных и государственных орденов и медалей.
Игумения Наталия почила 29 июля 2007г. Проводить в последний путь бывшую Корецкую настоятельницу съехалось многочисленное духовенство, настоятельницы монастырей из Украины и Молдавии и паломники. Вечный покой игумения Наталия обрела возле алтаря Троицкого собора.
Завершая свое земное странствование, маститая игумения представила Его Святейшеству кандидатуру на пост новой настоятельницы Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря монахиню Рафаилу (Хильчук). В сан игумении монахиня Рафаила (Хильчук) была возведена Святейшим Патриархом Алексием II 26 июля 2006 г. в Свято-ВладимирскоМ Крестовом храме Московской Патриархии.
Матушке настоятельнице игумений Рафаиле давно знакомы трудности монастырской жизни, ибо с момента вступления в число послушниц она постоянно была ближайшей и непосредственной помощницей блаженной памяти своей предшественницы. На нее, как новую настоятельницу, возлагаются особые надежды продолжать и приумножать славные традиции Корецкой обители. В настоящее время в монастыре 90 монахинь, четверо из которых — схимницы.
Собственными силами сестры осуществляют ремонт храмов, золочение куполов, киотов и иконостасов, выпекают хлеб, просфоры, работают на скотном дворе, пасеке, в огороде, саду. Работы по хозяйству — это часть иноческих трудов сестер. Свой труд они совершают с любовью, с верностью своему монашескому долгу. Хозяйство монастыря содержится в образцовом порядке. Каждый клочок земли обработан, ухожен. Обитель утопает в зелени садов. Всю территорию монастыря украшают цветы.
Центр монастырской жизни — Снято-Троицкий собор с двумя пределами Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Иова Почаевского. В Троицком соборе находится главная святыня монастыря — Корецкая икона Божией Матери «Споручница грешных». В специальном ковчежце хранятся частицы мощей Киево-Печерских угодников. Частица мощей находится в иконе преподобного Иова Почаевского. С левой стороны в храме помещена икона «Собор Киево-Печерских угодников», которая сейчас чудесным образом обновляется. Икона была очень темной, нельзя было прочитать имена святых. Сейчас икона просветлела, нимбы засияли.
С особенной торжественностью в монастыре отмечается праздник иконы «Споручница грешных», на который собираются тысячи паломников и многочисленное духовенство.
Богослужение и молитва – сердце монашеской жизни. Ежедневно в Корецкой обители в 6.00 начинается утреннее Богослужение, в 17.00 – вечернее. После службы сестры расходятся по келиям, где после вечернего правила их ждет отдохновение от дневных трудов. Но есть в обители место, где молитвословие не прерывается никогда. Неусыпаемая Псалтирь – так называется этот вид молитвенного делания в русских монастырях. Сменяя друг друга, сестры непрестанно днем и ночью читают Псалтирь за обитель, страну, за живых и усопших – за весь мир.
Чтимые святыни обители:
Икона Божией Матери «Споручница грешных»
Плащаница Божией Матери, написанная на кипарисе
Список Почаевской иконы Божией Матери
Икона св. Архистратига Божия Михаила
Икона Божией Матери «Герондисса»
Икона св. вмч. Пантелеимона
Чудесно обновляющаяся икона Собора свв. Киево-Печерских
Частицы мощей:
Крест с частицей Древа Честного Креста Господня и частицами мощей многих святых
Икона свт. Николая Мирликийского с частицей мощей и капсулой святого мира
Икона свт. Иоанна Тобольского с частицей мощей
Икона прп. Варлаама Печерского с частицей мощей
Икона прп. Иова Почаевского с частицей мощей
Адрес обители:
Украина, Ровенская обл., г. Корец, ул. Киевская, 56
Тел.: +38 (03651) 2-15-55
Маршруты:
Фотографии: