• Расписание Богослужений

    Первые шаги в храме

    Исповедь и причастие

    Молодежный отдел

    Миссионерский театр

    Воскресная школа

    Наука, ученые, православие

    Глинский патерик

    Страницы Интернета

    Подвижники благочестия

  • Ростовская епархия

    Киево-Печерская Лавра

    Почаевская Лавра

    Троице-Сергиева Лавра

    Православные монастыри

    Экскурсия по храму

  • Октябрь 2024
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Сен    
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031  
  • Архивы

  • © Церковный календарь

 Текст для скачивания в PDF-формате

Корецкий женский монастырь расположен среди живописной природы Волыни, над рекой Корчик, в небольшом украинском городке Корце Ровенской области.

В XI-XIII вв. Волынь была одной из самых значительных и сильных южнорусских земель. Здесь проходил торговый путь из Киевского Поднепровья в Западную Европу; через Волынь шли из Киева паломники в Иерусалим, Константинополь и на Афон.

В 1064 году первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам, со­вершая паломничество по святым местам, основал на северном полуострове Корецкого тригорья женскую обитель и посвятил ее Благовещению Пресвятой Богородицы. Эта обитель стала именоваться Корецким Благовещенским девичьим монастырем. В XIII веке Волынь, как и вся Русская земля, подверглась разрушитель­ному нашествию монголо-татарских орд хана Батыя. Участь родной земли разделил и Корецкий монастырь.

После разорения татарами обитель начала восстанавли­ваться. Вновь отст­роенный монастырь принял вид непри­ступной крепости, с мощной оборонительной стеной и 15-ти метровым рвом с водой. Обитель была освящена в честь Успения Пресвятой Бого­родицы. Вскоре она настолько укре­пилась, что приняла участие в строи­тельстве Почаевского монастыря, передав в его пользу в 1274 году 221 тысячу злотых.

В XIII-XV столетиях монастырь-крепость выдержал многочисленные жестокие нашествия крымских татар. Но в 1496 году после двухнедельной осады обитель была разрушена крым­ским ханом Менгли-Гиреем. В после­дующие три века лишь руины свидетельствовали о неког­да бывшем здесь Корецком Успенском девичьем монастыре. В 1571 году князь Корецкий Евфимий принимает  решение о восстановлении обители. Одной из побудительных причин к этому было желание князя ук­репить Православ­ную Церковь про­тив усилившихся попыток польских католиков обратить в свою веру волынское население.

Дело князя Евфимия продолжил его сын — князь Иоаким. Он закончил восстановление Корецкого монасты­ря в 1579 году. Работа шла долго, по­скольку ей активно препятствовали католики, руки которым развязал указ польского короля Владислава о насильственном присоединении к унии православных Волыни.

Князь Иоаким пожелал освятить монастырский храм в честь Воскресе­ния Христова, так как Корецкая оби­тель буквально воскресла из пепла. За вечерним богослужением была по­стрижена в монахини дочь князя Иоакима София, с именем Серафима, ко­торая стала первой монахиней и игуменией нового Корецкого монастыря. Монашество приняла и другая княж­на — Анна, получившая имя Анастасия. Так возродился и начал новую жизнь Корецкий Свято-Воскресенский женский монастырь.

В 1596 году была заключена Брестская уния, и в течение последу­ющих 20 лет из 57 православных мо­настырей остались лишь 9 мужских и один женский — Корецкий. Обитель вела антикатолическую деятельность и вскоре стала оплотом Православия на Волыни. Здесь находили прибежище монахини, изгнанные униатами из православных монастырей.

Со временем Воскресенский мо­настырь уже не мог вмещать всех но­вых насельниц, и в 1620 году игумения Серафима при содействии своего брата князя Самуила начала строи­тельство нового храма и келейных корпусов. Однако после смерти Са­муила его брат князь Ян-Карл при­нял католичество и передал обитель католическим монахиням францисканского ордена. Сестры остались в старом Воскресенском монастыре.

В княжеском доме, в молельне, находились древние святыни рода Корецких — икона Божией Матери «Споручница грешных» и Ее чудо­творная плащаница. Католики прика­зали князю Яну-Карлу вынести эти православные святыни. Князь сначала не соглашался, но вскоре уступил. Он предложил игумении Серафиме забрать иконы в монастырь. В чет­верг, после дня Святой Троицы, в 1662 году монастырский крестный ход во главе с игуменией и собором духовенства пришли в замок князей Корецких. Икона и плащаница были торжественно перенесены в Свято-Воскресенский монастырь. С тех пор в обители день перенесения святынь торжественно празднуется в четверг по Пятидесятнице. В 1628 году Корецкий монастырь посетил преподоб­ный Иов, игумен Почаевский, кото­рый возвращался в свою лавру с цер­ковного Собора, проходившего в Киеве. Он про­жил в обители три дня, совершал бо­гослужения и бесе­довал с сестрами. Священники Корецкого монасты­ря также принимали участие в деятельности Собора.

В 1752 году униатский епископ Феодосий, понимая, что заставить принять унию насельниц монастыря не удастся, с помощью польских войск ввел в обитель униатских монахинь базилианского ордена. Православные мо­нахини вместе с игуменией Анной были изгнаны.

В 1795 году после поражения Поль­ши Волынь была присоединена к Рос­сии. Монахини Корецкого монастыря, 42 года ютившиеся на частных кварти­рах, обратились к епископу Слуцкому Виктору с прошением возвратить Свято-Воскресенский монастырь. Высо­чайшим Указом Екатерины II монас­тырь был открыт с причислением его ко второму классу и оставлением при нем всех принадлежащих ему имений. Из старых сестер в живых осталось только пять, но вскоре обитель пополнилась насельницами из разоренных поляками монастырей.

В 1797 году Корецкий монастырь сильно пострадал от пожара. Огонь уничтожил храм и большую часть по­строек. Более двух лет сестры трудились на восстановлении обители, и в 1800 году в день празднования иконы «Живоносный Источник» на Светлой седмице мо­настырь был освящен.

Во время Отечественной войны 1812 года Корецкий монастырь передал в по­мощь русской армии 10 тысяч рублей серебром из своей казны.

С каждым годом число насельниц монастыря увеличивалось и он  уже, не мог вмещать всех желающих спасаться в его священной  ограде. В 1866 году, в ответ на прошение игу­мении Апполинарии, обители были переданы остатки францисканского монастыря. 21 сентября 1880 года ар­хиепископ Димитрий (Муретов) ос­вятил новопостроенный храм во имя Пресвятой Троицы и келлии, и бла­гословил сестрам перейти в новый монастырь, а Свято-Воскресенский монастырь был обращен в скит. Здесь же разместилась школа-приют для девочек-сирот.

Анна Алексеевна Андро, урож­денная Оленина (первая невеста А. С. Пушкина), после смерти мужа поселилась в имении дочери вблизи Корца. Присутствуя на богослуже­нии в монастыре, она узнала, что здесь есть детский приют. С этого времени она взяла приют на свое по­печение, и как благотворительница монастыря была похоронена у стен Свято-Троицкого храма.

По благословению архиепископа Тихона игумения Феофания начала строительство новой теплой церкви. Ее освящение в честь Рождества Кре­стителя Господня Иоанна состоялось 4 октября 1890 года.

В 1896 году со святой горы Афон Корецкому монастырю были подаре­ны две иконы: Божией Матери «Скоропослушница» и архангела Михаила. Их написал монах Свято-Пантелеимонова монастыря Макарий, уроженец Корца. В 1897 с Афона привезли икону великомученика Пантелеимо­на, на которую в обители возложили серебряную ризу. В 1909 по проше­нию игумений Феофании в Почаевской лавре была изготовлена копия с чудотворной иконы Почаевской. В том же году Афон пожертвовал Корецкому монастырю икону Божией Матери «Герондисса».

В ознаменование XX века игумения  Феофания  решила построить в новом Свято-Троицком монастыре отдельную каменную колокольню. Ее освящение состоялось 21 ноября 1905 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

После окончания Гражданской войны Волынь отошла к Польше. Это сразу использовала Луцкая католиче­ская курия, возбудившая дело о пере­даче Почаевской лавры, Корецкого и Кременецкого монастырей и 132 пра­вославных храмов в ведение Римско-Католической Церкви. В течение 18 лет Корецкому монастырю пришлось отстаивать свою принадлежность Пра­вославной Церкви. В этот период по­литических и церковных нестроений великим духовным утешением для обители стала икона преподобного Иова Почаевского с частицей его мо­щей — подарок Почаевской лавры.

Чудесным знамением Божия попе­чения о Корецком монастыре стало видение архиепископу Волынскому Алексию и его спутникам в канун пра­здника Воздвижения Честного и Животворящего Крес­та Господня. Они увидели Крест, сия­ющий в небе над обителью.

Судебный про­цесс в Париже, по вопросу принад­лежности монастыря был завершен в пользу православ­ных. Тогда поль­ские католики по­пытались силой за­хватить монастырь. Но Господь не допустил этого. Поль­ский поручик Адамкевич рассказывал, как Ангел Божий поразил его, ехавше­го со «швадроном» конницы на разгон насельниц. После этого случая католи­ки оставили монастырь в покое.

В годы Великой Отечественной войны обитель принимала посильное участие в борьбе с немецко-фашист­скими захватчиками. Монастырь пе­редал 2,5 тысячи рублей на строитель­ство танковой колонны имени Дими­трия Донского и более 16 тысяч в фонд обороны. Во время оккупации Западной Украины обитель служила убежищем жителям Корца.

В 1958 гаду советское правитель­ство начало плановое закрытие мона­стырей и храмов. Были закрыты Кременецкий и Дерманский женские монастыри. Их насельницы перешли в Корецкий монастырь. Теперь здесь проживало 206 сестер.

Затем гражданские власти пере­шли к закрытию Корецкой обители. Был силой захвачен келейный двух­этажный корпус. Власти добивались снятия  настоятельницы  игумении Людмилы (Вельсовской), выдвигая против нее самые невероятные обви­нения. Ценой многих усилий Патри­арха Алексия I, митрополита Пимена (Извекова, будущего Патриарха), дру­гих архипастырей, а также игумений Людмилы была сорвана акция запуги­вания и возможность подложного за­крытия обители. Корецкий монас­тырь удалось отстоять. Постоянное давление со стороны властей пошатнуло здоровье игуме­ний Людмилы, и она попросила Пат­риарха о назначении замести­тельницы — инокини Надежды (Ильчук), с пострижением ее в мантию с именем Ната­лия. После кончины игу­мений Людмилы в 1970 году монахиня Наталия была возведена в сан игумении.

В 70-е годы при игуме­нии Наталии (Ильчук) в обители после долгого пере­рыва возобновились иноческие и монашеские постриги, были восста­новлены древние монастырские тра­диции, такие, как освящение земли, пасеки и огорода на Преполовение Пя­тидесятницы, пение по воскресным дням после вечерни акафиста перед чтимой иконой «Споручница греш­ных», обнесение этой иконы вокруг монастыря в первый день месяца (по старому стилю) старейшей монахиней.

При игумении Натальи была разрешена прописка послушниц в монастырь,  проведены большие работы по строительству новых зданий: хлебни, бани-прачечной и других хозяйственных построек.

Особо следует отметить золото­швейное искусство обители. Корецкий монастырь единственным в Русской Православной Церкви сохранил это древнее рукоделие во всей полноте. Сестрами была вышита митра и ком­плект херувимов на куколь для Патри­арха Пимена.

Впервые в истории древней обите­ли игумения Корецкого монастыря принимала участие в работе Поме­стного Собора Русской Православной Церкви, созванного в 1971 году для избрания нового Патриарха.

С 4 по 6 октября 1980 года в Корецкой обители проходили торжества по случаю 100-летия восстановления мо­настыря. К юбилейному празднова­нию обитель была награждена Свя­тейшим Патриархом Пименом орде­ном святого равноапостольного князя Владимира 1-ой степени, игумения Наталия — орденом святого равноапо­стольного князя Владимира П-ой сте­пени. На торжества прибыло более 5 тысяч богомольцев. Божественная литургия совершалась собором архи­ереев. За богослужением молились и игумении многих монастырей.

Для пополнения сестринских кли­росов игумения Наталия посылает на учебу в регентский класс при Ленинградской Духовной Академии 4 се­стер, в числе которых были нынешняя настоятельница игумения Рафаила (Хильчук) и монахиня Михаила (Фурманец), которая сейчас руково­дит монастырским хором.

В июне 1984 года указом Святей­шего Патриарха Пимена Корецкому женскому монастырю была предоста­влена ставропигия, то есть непосред­ственное подчинение Патриарху.

1988 год — знаменательный в жиз­ни Русской Православной Церкви. Юбилей 1000-летия Крещения Руси праздновался в течении всего года по всей стране. В преддверии события власти вернули обители двухэтажный корпус, который к юбилею был полностью отремонтирован. В корпусе раз­местились музей монастыря, библиотека, медпункт, зубоврачебный каби­нет, а также гостиные номера для архиереев-паломников. В этот же год монастырю были возвращены монас­тырский сад и огород.

В 1990 году игумения Наталия принимала участие в работе Поме­стного Собора Русской Православной Церкви, на котором избирался новый Патриарх. 10 июня настоятельница присутствовала на интронизации Па­триарха Московского и всея Руси Алексия II.

В 1990 году власти возвратили Корецкой обители здание монастыр­ского сиротского приюта, в котором после ремонта открылась воскресная школа. Монастырские священники и сестры и поныне преподают в школе Закон Божий. (Из числа учеников был организован хор, который под руководством монахини Михаилы (Фурманец) в 1990 году в праздник Рождества Христова подготовил свое первое выступление).

В начале 90-х годов начинается возвращение древних обителей веру­ющим. Так, в 1991 году возрождается монашеская жизнь в Свято-Богоявленском Кременецком женском мона­стыре, где поселились 5 сестер из Ко­рецкой обители. В древний Зимненский Свято-Успенский монастырь для работ по благословению Святей­шего Патриарха Алексия II были на­правлены две корецкие насельницы.

В 1992 году обители была возвра­щена часть принадлежавшей ранее монастырю земли — 20 гектаров. Сей­час на этой земле сестры выращивают для своих нужд различные овощные культуры, а также рожь, из которой выпекают собственный хлеб.

С 1992 года Волынскую землю захлестнули раскольнические движения, сопровождающиеся захватами храмов, разбоями и насильственным отторжением православного народа от канонической Православной Церк­ви. Чтобы укрепить народ в вере, был совершен крестный ход с Почаевской иконой Божией Матери. Пройдя Тернопольскую и Ровенскую области, чу­дотворная икона в канун Преображе­нния Господня прибыла в Корецкий монастырь, где пребывала три дня.

 В 1994 году монастырю был воз­вращен Свято-Воскресенский Корецкий монастырь. За годы пребывания в государственном распоряжении монастырь был доведен до развалин, в пожар 1990 года довершил разорение Получив его в свое ведение, игумения Наталия  начала  восстанавливать древнюю обитель.  В 1998 году при обители было открыто трехгодичное регентско-катехизаторское Училище, и котором передается молодому поколению лучшее певческое мастерство Корецкого монастыря.

За многолетние труды по благоуст­ройству родной обители игумения Наталия была удостоена ряда высо­ких наград: патриаршего креста, мно­гих церковных и государственных ор­денов и медалей.

Игумения Наталия почила 29 ию­ля 2007г. Проводить в последний путь бывшую Корецкую настоятельницу съехалось  многочисленное ду­ховенство, настоятельницы монасты­рей из Украины и Молдавии и паломники. Вечный покой игумения Ната­лия обрела возле алтаря Троицкого собора.

Завершая свое земное странство­вание, маститая игумения представи­ла Его Святейшеству кандидатуру на пост новой настоятельницы Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря монахи­ню Рафаилу (Хильчук). В сан игу­мении монахиня Рафаила (Хиль­чук) была возведена Святейшим Патриархом Алексием II 26 июля 2006 г. в Свято-ВладимирскоМ Крестовом храме Московской Па­триархии.

Матушке настоятельнице игу­мений Рафаиле давно знакомы трудности  монастырской жизни, ибо с момента вступления в число послушниц она посто­янно была ближайшей и непо­средственной помощницей бла­женной памяти своей предше­ственницы. На нее, как новую настоятельницу, возлагаются особые надежды продолжать и приумножать славные тради­ции Корецкой обители. В настоящее время в монас­тыре 90 монахинь, четверо из  которых    схимницы.

Собственными силами сестры осуще­ствляют ремонт храмов, золочение куполов, киотов и иконостасов, выпе­кают хлеб, просфоры, работают на скотном дворе, пасеке, в огороде, саду. Работы по хозяйству — это часть ино­ческих трудов сестер. Свой труд они совершают с любовью, с верностью своему монашескому  долгу. Хозяйство монас­тыря содержится в образцовом по­рядке. Каждый клочок земли обра­ботан, ухожен. Оби­тель утопает в зелени садов.  Всю территорию монастыря украшают цветы.

Центр монастырской жизни — Снято-Троицкий собор с двумя преде­лами Успения Пресвятой Богороди­цы и преподобного Иова Почаевского. В Троицком соборе находится главная святыня монастыря — Корецкая ико­на Божией Матери «Споручница грешных». В специальном ковчежце хранятся частицы мощей Киево-Печерских угодников. Частица мощей находится  в  иконе  преподобного Иова Почаевского. С левой стороны в храме помещена икона «Собор Киево-Печерских угодников», которая сейчас чудесным образом обновляется. Икона была очень темной, нельзя было прочитать имена святых. Сейчас икона просветлела, нимбы засияли.

С особенной торжественностью в монастыре отмечается праздник иконы «Споручница грешных», на который собираются тысячи паломников и многочисленное духовенство.

Богослужение и молитва – сердце монашеской жизни. Ежедневно в Корецкой обители в 6.00 начинается утреннее Богослужение, в 17.00 – вечернее. После службы сестры расходятся по келиям, где после вечернего правила их ждет отдохновение от дневных трудов. Но есть в обители место, где молитвословие не прерывается никогда. Неусыпаемая Псалтирь – так называется этот вид молитвенного делания в русских монастырях. Сменяя друг друга, сестры непрестанно днем и ночью читают Псалтирь за обитель, страну, за живых и усопших – за весь мир.

Чтимые святыни обители:

 Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Плащаница Божией Матери, написанная на кипарисе

Список Почаевской иконы Божией Матери

Икона св. Архистратига Божия Михаила

Икона Божией Матери «Герондисса»

Икона св. вмч. Пантелеимона

Чудесно обновляющаяся икона Собора свв. Киево-Печерских

Частицы мощей:

 Крест с частицей Древа Честного Креста Господня и частицами мощей многих святых

Икона свт. Николая Мирликийского с частицей мощей и капсулой святого мира

Икона свт. Иоанна Тобольского с частицей мощей

Икона прп. Варлаама Печерского с частицей мощей

Икона прп. Иова Почаевского с частицей мощей

Адрес обители:

Украина, Ровенская обл., г. Корец, ул. Киевская, 56

Тел.: +38 (03651) 2-15-55

Маршруты:

Фотографии: