• Расписание Богослужений

    Первые шаги в храме

    Исповедь и причастие

    Молодежный отдел

    Миссионерский театр

    Воскресная школа

    Наука, ученые, православие

    Глинский патерик

    Страницы Интернета

    Подвижники благочестия

  • Ростовская епархия

    Киево-Печерская Лавра

    Почаевская Лавра

    Троице-Сергиева Лавра

    Православные монастыри

    Экскурсия по храму

  • Апрель 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Мар    
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
  • Архивы

  • © Церковный календарь

Можно ли участвовать в Богослужении некрещеным?

Некрещеному можно подходить на помазание, если он про­являет искренний интерес к Церкви, церковной жизни, даже будучи не­ крещеным, а если он воспринимает помазание как своего рода магию, как некое «церковное лекарство», но при этом вовсе не проявляет инте­реса к церковной жизни, то лучше на помазание не подходить.

К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться мож­но, если они имеют веру и благоговение перед святыней. Надо благодарить Бога, что некрещеный человек имеет благое желание приложиться к святыне, это может быть первым робким шагом на пути к Церкви, поэтому надо проявить внимание и снисхождение к такому человеку.

О посещении храма

Быть христианином — значит принадле­жать Христу и созданной Им Церкви, которая, по словам апостола Пав­ла, является «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением исти­ны» (1 Тим. 3:15). Церковь — благодатный богочеловеческий организм, частью которого человек становится уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы — Господа Иисуса Христа. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46). Важнейшей частью церковной жизни человека является по­сещение храма — дома Божия, места Его особого благодатного присут­ствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме для общения с Богом. Здесь он может принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в Таинстве Причащения, очиститься от грехов в Таинстве Исповеди, получить помощь в болезни через Таин­ство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. По­сещение храма освящает жизнь человека.

В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому  каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.

О приеме пище перед посещением храма

По церковному Уставу делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор или просфору, которые принимают натощак. Но Устав рассчитан на физически здоровых людей. Для детей и людей, страдающих физическими недугами, возможны послабления, им разрешается принимать пищу и перед посещением храма.

О поведении в храме

Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, медленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи  помилуй». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом.

Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Приходя домой к своим друзьям или знакомым, любой человек соблюдает установленный в нем порядок, определенные правила приличия и ведет себя скромно, особенно если пришел просить хозяина дома о какой-либо помощи. Приходя в храм — дом Божий, тем более надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств  другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в   очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыты платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины снимают головные уборы

Приходить в храм хорошо за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции, во время богослужения мужчины стояли в правой части храма, а женщины   в левой. Если свободного места достаточно, не надо занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. В Церкви существует и традиция, когда во время помазания елеем, Причащения или прикладывания к кресту, мужчины подходят первыми, а женщины после них

Не следует ходить по храму во время богослужения, вести раз­говоры. Пришедшим в храм во время богослужения желательно воздер­жаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Непозволительно в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристой­но и благоговейно.

Почему в храме надо стоять во время служб?

Христианин во время богослужения должен быть благоговей­ным соучастником священного действия, а не любопытным зрителем.

В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и серд­цем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Выражая почтение начальнику, чело­век встает. Бог является Начальником всей жизни, все, что существует, создано Им. Отношение человека к Богу определяется не должностной инструкцией, а влечением духа. Поэтому, для выражения глубокого по­чтения к Богу, в храмах принято стоять во время богослужений. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости. Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуж­дающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся в храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», — гово­рил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).

О том, надо ли преклонять колени во время Богослужения

Существуют такие моменты во время богослужения, ког­да священник и все молящиеся встают на колени, например, во время молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых других молений великопостных служб, чтения молитв в День Святой Троицы, иногда встают на колени и во время молебнов. Поэтому, если священник и все молящиеся встали на колени, то тоже желательно встать. В случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.

Зачем женщинам носить платки

Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме или на домашней молитве. Платок является признаком замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена — власти мужа. В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). «Итак муж: не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж: создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:7-10). В настоящее время это правило благочестия распространяется на всех христианок. Соблюдая ее, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание.

Кому поставить свечку?

Нет специального правила кому и сколько свечей ставить. Можно сначала поставить свечу на подсвечник в центре храма, где на аналое обычно лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери, святым угодникам Божиим. О упо­коении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике — кануне.

В молитве в первую очередь выражают благодарность Господу Богу за Его благодеяния. Молятся о прощении грехов, которые человек совершил и чувствует от этого тяжесть на душе. Можно и просить по­мощи в имеющихся нуждах.

Желательно ставить свечи и прикладываться к иконам до на­чала богослужения, а если не успели, после его окончания. Во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Причащение — это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к ико­нам, чтобы не мешать причастникам, которые в этот момент проходят по храму к Святой Чаше, а потом к столику с теплотой. Кто не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим Таинством.

Что делать, если ребенок в храме расплакался?

Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся. Но смущаться этим не надо. Дети, которые бывают в храме каждое воскресение, обычно ведут себя спокойно.

Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?

В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время. Но если с уходом можно помедлить, то нежелательно уходить во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Если есть возможность, то желательно не уходить до возгласа священника «С миром изыдем», вскоре после причащения мирян или до закрытия Царских врат.

С какой стороны надо обходить иконы в храме — спра­ва налево или слева направо?

С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с мо­литвой и не мешало другим людям. Иконы обходят не ради исполнения какого-то обряда или ритуала, а ради молитвы, обращенной к Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим, чьи святые лики изображены на иконах.

О необходимости поминовения усопших в третий, девятый и сороковой дни по смерти.

Обычай поминать усопших в третий, девятый и сороковой дни по смерти существует в Церкви с древнейших времен и имеет многие толкования. О нем упоминается в Апостольских Постановлениях (памятник древне-христианской письменности IV в.).

Об этом обычае существует следующее церковное предание.

Значение третьего дня поминовения. Св. Макарий Александрийский (IV  в.), идя по пустыне, просил сопровождавшего его Ангела объяснить значение церковного поминовения в третий день. Ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в церкви поминовение (усопшего), тогда душа его получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом. Получает потому, что за нее совершено славословие и приношение в Церкви Божией, от чего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса, для поклонения Богу всяческих».

Значение девятого дня. Св. Макарий Александрийский сообщает далее, что после поклонения Богу в третий день, повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в течение шести дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то, при виде наслаждений святых, начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»

По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, она опять приводится Ангелами на поклонение Богу.

Значение сорокового дня. «После вторичного поклонения, — продолжает преп. Макарий, — Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых (грешных людей), в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща и боясь, как бы самой ей не оказаться заключенной в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения». Велик сей день для почившего, ибо решается участь его до Страшного Суда Божия, а посему справедливо заповедует Св. Церковь прилежную молитву в сей день об усопшем.

О мытарствах. Когда душа христианина, руководимая святыми Ангелами, начинает восходить к небу, темные духи обличают ее во грехах ее. Душа проходит так называемые мытарства — бесовские воздушные стражи и судилища. Свидетельства о таковых находим у св. отцов, в церковных молитвах. Подробно об этих страшных истязаниях бесами души, возносящейся к Богу, поведала по смерти своей преподобная Феодора, при жизни прислуживавшая св. Василию Новому. По молитвам св. Василия, преп. Феодора прошла все мытарства, на каждом из которых темные духи старались низвергнуть ее в бездну вечной погибели. На вопрос преп. Феодоры «все ли христиане проходят этими местами?» св. Ангелы, сопровождавшие ее, ответили: «Нет другого пути для христианских душ, восходящих к небу, но более всего бывают истязуемы согрешавшие и не исповедовавшие свои грехопадения. Исповеданные же грехи заглаживаются Божиим милосердием, и истязатели не могут ни оскорбить, ни устрашить душу, и она с радостию восходит к Престолу Благодати».

О необходимости поминовения. Содержа это учение, Святая Церковь с древнейших времен постановила правилом творить усиленное поминовение усопшего в течение всех сорока дней по смерти, и особенно в третий, девятый и сороковой дни.

Поминовение усопших в первое время по кончине важно и необходимо и потому, что облегчает душе усопшего переход от земли на небо по так называемым мытарствам. Св. Кирилл Александрийский говорит: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, Воинства и Силы Небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел. Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но, будучи принята св. Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту, она встретит мытарства, как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины, кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному. На каждом из сих мытарств востребуется отчет в особенных грехах».

О поминальной трапезе. Поминовение усопших обычно сопровождается поминальной трапезой. Если все присутствующие были перед этим на панихиде в храме, то после обычных молитв перед вкушением пищи можно приступать к трапезе. Если же многие не смогли быть на панихиде в храме, то перед трапезой следует прочитать либо Панихиду, либо Канон о усопшем, что по силам.

Сама трапеза начинается с вкушения кутии. В конце трапезы читается заупокойная Лития.

Недопустимо ставить на стол и даже под иконы яства или напитки как бы для умерших. Это языческий обычай.

Если поминальная трапеза совершается в постный день, то стол должен быть постным.

Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах. По слову св. Иоанна Златоуста, тот, кто поминает умершего винопитием, ходатайствует не об избавлении от мук души усопшего, а об умножении ему огня геенского.

Поминальная трапеза — это наша милостыня в память о усопшем. Пищу на поминальной трапезе вкушают молча, творя в уме молитву о упокоении души преставившегося.