Содержание:
Первые годы храма (1854 – 1936 гг).
Второй этап жизни храма (1941 – 1944 гг.)
Третий период жизни храма (с 1992 г.)
Первые годы храма (1854 – 1936 гг).
В 1854 г. жители села Батайск, которых насчитывалось около 6000 человек, начинают возведение пятиглавой Одигитриевской церкви и колокольни, которую строили 10 лет и освятили в 1864 г. (по другим данным в 1871 г.). Размеры ее внушительны: длина – 80 м., ширина – 33 м., высота трехярусной колокольни – 47 м. Для сравнения размеры нового Троицкого храма: длина – 50 м., ширина – 20 м., высота трехярусной колокольни – 33 м.
Храм строили всем селом. Жители везли яйца и молоко для замешивания раствора на кладку нового храма.
В фундамент нового храма была заложена медная табличка, найденная в при строительстве лицея № 43 в 1972 г.: «Повелением Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, благословением Правительствующего Синода и преосвященного Иннокентия, бывшего Екатеринославского, заложен сей храм в селении Батайске во имя явленной иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии благочинным Ростовского уезда протоиеерем Николаем Ручкиным с приходскими священниками Петром Лысенко и Павлом Гуликовским и прочим духовенством соборным 1854 года сентября месяца в 19-й день». Второй престол освящен в память Сошествия Святаго Духа.
В начале 30-х годов храм был закрыт, а священников репрессировали.
Из воспоминаний прихожан: «При храме была юродивая Лида. Она босая ходила по снегу и воде. Всегда была на службе в храме. Так вот она, задолго до закрытия храма с бревном в руках стояла и охраняла храм, угрожая тем, кто пытался закрыть храм. А храм пытались закрыть трижды. В 1931 году, поздно ночью, комсомольцы, человек 50, шли закрывать храм. Шествие было страшное. Шли с криками, свистом, бранью. Многие в красных косынках, несли плакаты «Религия – опиум». Люди испуганные выбегали со дворов и плача глядели на это шествие. Храм никто не охранял. Они разбили двери, устроили погром внутри, били иконы, осквернили алтарь. С 1931 по 1934 год храм стоял разграбленный, окна разбиты, креста не было, колокола тоже. Большую часть икон растеряли. В 1935-36 годах храм начали взрывать. Взрывали долго, около года. Одна стена осталась не разрушенной, но и её потом уничтожили. Кирпич люди вывозили и делали дорожки возле домов. Когда взрывали колокольню, взрыв был такой силы, что посыпались стекла в домах. Колокол был такой тяжелый, что когда упал, врос в землю и еще долго находился в земле».
Однако некоторые благочестивые батайчане собирали кирпичи разрушенного храма и уносили к себе домой. Они хранили их как святыню. И в знак переемственности поколений эти кирпичи были заложены в алтарной части стены нового Троицкого храма.
Второй этап жизни храма (1943 – 1944 гг.)
После разрушения Одигитриевского храма в городе долго не проводилось служб. И только во время Великой отечественной войны власти города разрешили открыть церковь в здании бывшего волостного управления. (Здание ныне действующего Троицкого храма).
В 1943 г. священником Одигитриевского храма был назначен протоиерей Симеон Михайлович Фирсов.
После ухода немцев храм вновь оказался разрушенным: часть иконостаса и церковной утвари была уничтожена, а что-то разобрали по домам местные жители. То, что не успели уничтожить немцы, сделали батайские активисты. Однажды к храму согнали комсомольцев и глава города агитировал забраться на крышу и скинуть крест, но желающих не нашлось. Тогда он сам забрался на крышу и стал раскачивать крест, но не удержался, упал вместе с крестом на землю и разбился насмерть.
После вторичного закрытия храма в 1944 г. в его здании был организован кинотеатр «Победа» и сделана пристройка с колоннами.
Третий период жизни храма.
В конце 80-х, начале 90-х милостью Божьей и стараниями первого настоятеля о. Сергия Малютина в бывшей церковной сторожке (ныне жилой дом напротив музыкальной школы) открыли молитвенный дом. Приход получил название и зарегистрирован как Свято-Троицкий.
Когда число прихожан стало увеличиваться, церковный совет передал прошение в администрацию города с просьбой передать кинотеатр «Победа» под храм. 16 октября 1991 г. Батайский исполком решением № 395 возвратил здание кинотеатра «Победа» Свято-Троицкому храму, как ранее принадлежащее Одигитриевскому подворью. На пожертвования первых прихожан было переоборудовано фойе кинотеатра, устроен алтарь, иконостас, приобретены Богослужебные сосуды и книги. После почти 50-летнего перерыва на этом месте начались Богослужения. Многие старые иконы Одигитриевского храма, спасенные и бережно хранимые верующими батайчанами, вернулись в храм.
С февраля 1993 г. настоятелем прихода стал о. Сергий Наливайко.
Прихожане, в большинстве своем пожилые мужчины и женщины, своими силами начали восстанавливать старое полуразрушенное здание кинотеатра, с обрушенными потолками, с вырванной электропроводкой, сорванными полами и кучей мусора на сцене (бывшего алтаря).
Почти 13 лет приход размещалсяв ветшающем здании, которое со временем перестало вмещать всех желающих прийти к Богу. Возникла идея расширения здания, но после подтопления 1998 года фундамент здания сильно пострадал. О перестройке не могло быть и речи. Встал вопрос о передаче приходу территории бывшего подворья Одигитриевского собора.
2 января 2000 года владыка служил на нашем приходе, после Божественной Литургии владыка осмотрел территорию, вышел к алтарю старого храма, за которым находилась спортплощадка, ему показали это место и он дал свое согласие на строительство.
Эскизы были разработаны в первом квартале 2000 года. За основу был выбран стиль русско-византийский стиль, который воплощает в себе всю красоту храмового зодчества.
В 2000 году во главе города стал Путилин В.В. который поддержал идею строительства храма на историческом месте. В скором времени из руководителей предприятий города был создан попечительский совет.
В 2003 году уже можно было видеть стены храма и в июне этого года архиепископ Ростовский и Новочерскасский Пантелеимон приехал в Батайск, чтобы освятить построенное и дать свое святительское благословление на продолжение и скорейшее завершение строительства. На месте будущего алтаря был совершен чин освящения и по традиции произведена закладка освященной медной таблички с указанием когда, кем и чьего благословления строился храм. При этом использовались кирпичи старой церкви.