23 декабря в актовом зале Учебного корпуса Троицкого прихода состоялась встреча духовенства прихода с преподавательским составом Детской музыкальной школы № 1 г. Батайска.
Приветствуя гостей, настоятель прихода протоиерей Сергий Наливайко, отметил давние добрососедские отношения прихода и музыкальной школы и приветствовал развитие совместных мероприятий в новом для всех направлении.
Лейтмотивом встречи стало обсуждение синтеза визуальной картины, музыки и духовности в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», вышедшего на экраны в 1938 году.
Иеромонах Серафим (Баленко) ознакомил слушателей с историей создания киноленты и акцентировал внимание на ее скрытом, внутреннем содержании. Гений великого режиссера заключался в том, что в тяжелые для культуры, искусства, Церкви и страны в целом, во время страшных репрессий, когда за любое неосторожное слово можно было оказаться в лагере, он на древнеисторическом материале смог не только обратиться к библейским сюжетам, зашифровав их в киноленте, но и обыграв страшную действительность, предсказать грядущие испытания для русского народа и всей страны в годы Великой отечественной войны.
Музыку к фильму написал гениальный Сергей Прокофьев, для которого эта работа стала одной из ступенек на пути его духовного становления. Хор «Вставайте, люди русские!» из фильма «Александр Невский» стал символом патриотизма и единения для людей, которые уже предчувствовали грядущую великую войну. А знаменитое многолетие в партесном стиле, которое звучит в музыке к кинофильму «Иван Грозный» (1945), до сих пор исполняется как церковными, так и светскими хорами.
Если говорить о христианском каноне на русском материале, то он, например, присутствует в кадрах распятого в Пскове воеводы, который оказывается рядом со скульптурным изображением ангела на стене башни: в момент распятия воевода — мученик. Или в костюме новгородской девушки Ольги воспроизведено одеяние, взятое с иконы Ольги — крестительницы Руси. Сам Александр снят так, что похож на фронтально развернутые фигуры святых, которые изображены на центральных столбах в православных храмах.
Странным образом религиозная символика внешне почти отсутствует в «Невском». Она прямо введена в материю фильма лишь в сценах с немцами, где появляются кресты как распятия. Но незримо она присутствует на всем его протяжении. Эйзенштейн строит фильм на гармонии, которая сама по себе является важным содержанием, нормализующим мир. Это относится даже к сцене скока рыцарей, внушающего страх. Форма вертикального монтажа изображения и музыки (шедевр Эйзенштейна, оператора фильма Тиссэ и композитора Прокофьева) не просто передает агрессию немцев, но одновременно и подспудно обещает зрителю преодоление страха перед силой и напором агрессора.