800 лет прошло со дня рождения Александра Невского. Но масштаб личности этого человека не умалился со временем, а только возрос. Именно поэтому в 2021 году юбилей великого князя с размахом отмечают на государственном уровне.
Стоит заметить, что в историографии дореволюционной России личность Александра Невского не привлекала широкого внимания. Так, «Курсе русской истории» В.О. Ключевского об Александре Невском нет не только специального раздела, параграфа, страницы, но даже абзаца, а лишь мимолетные упоминания. Гораздо больше об Александре Невском и его времени пишут церковные историки, к примеру свят. Филарет (Гумилевский) и другие.
Кардинальным образом меняется ситуация в 40-е года ХХ века. В 1942 году в СССР даже возрождается орден Александра Невского. И немалую роль в изменении отношения к исторической личности сыграл фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», вышедший на экраны в 1938 году.
К сожалению, этот шедевр мирового кинематографа в настоящее время незаслуженно забыт и практически неизвестен молодому, а так же среднему поколению. Поэтому в юбилейный год святого князя Александра Невского в актовом зале учебного корпуса, для прихожан и молодежи Троицкого храма был организован просмотр фильма.
В предварительном слове иеромонах Серафим (Баленко) ознакомил зрителей с историей создания киноленты и акцентировал внимание на ее скрытом, внутреннем содержании. Гений великого режиссера заключался в том, что в тяжелые для культуры, искусства, Церкви и страны в целом, во время страшных репрессий, когда за любое неосторожное слово можно было оказаться в лагере, он на древнеисторическом материале смог не только обратиться к библейским сюжетам, зашифровав их в киноленте, но и обыграв страшную действительность, предсказать грядущие испытания для русского народа и всей страны в годы Великой отечественной войны. Отсылки к Евангелию это и начальная сцена и ловли рыбы на озере, и распятие в Пскове воеводы на фоне ангела, и избиение младенцев тевтонскими рыцарями. А тема младенчества у Эйзенштейна — предела невинности и беспомощности — как жертвы истории: прямой отклик на сопоставление прогресса и слезинки ребенка у Достоевского.
После просмотра киноленты зрители обменялись мнениями, отметив актуальность фильма и в наши дни. Темы предательства и защиты Родины, дружбы и взаимовыручки, необходимости всестороннего изучения истории для верного выбора пути развития будущего.